Весь российский авторынок по итогам минувшего месяца вырос на 3,4%, да и в общем рейтинге бестселлеров у многих моделей в сентябре положительная динамика. Результат трех кварталов ковидного 2020-го, конечно, отрицательный, но при этом прогноз по всему году улучшен.
Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре этого года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ составили 154 409 единиц, что на 3,4% или на 5041 штуку больше по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Рост в АЕБ объясняют очередным ослаблением рубля, отложенным спросом и снижением туристической активности, также всплеску спроса поспособствовали программы господдержки. Напомним, сентябрьский отчет не включает результаты BMW, Mercedes, Smart и Mini, ведь эти марки решили подавать сведения поквартально. По итогам января-сентября 2020-го (уже с учетом брендов-отщепенцев) российский авторынок в «минусе» — дилерам отгружено 1 094 805 машин, что на 13,9% меньше, чем годом ранее. И все же в АЕБ считают, что падение оказалось «менее значительным». Ну а при условии «относительно стабильной» ситуации в четвертом квартале и отсутствии «серьезных ограничений деловой активности» (читай, карантина), в Ассоциации надеются на то, что всего в 2020-м в РФ будет продано 1 552 000 новых автомобилей – на 13,5% меньше, чем в прошлом году (в июне АЕБ давала другой прогноз по всему году – 1 339 000 единиц, -23,9% по сравнению с 2019-м).
В сентябре по-прежнему лидирует Lada, самым популярным иностранным брендом в РФ остается Kia, а третья строчка все так же за Hyundai. На четвертую позицию поднялась Renault, замыкает первую пятерку теперь Volkswagen (в августе было наоборот). И все эти бренды в «плюсе». Но самую впечатляющую положительную динамику среди марок, вошедших в ТОП-25, показали «китайцы»: у Changan рост продаж по сравнению с сентябрем 2019-го составил 230%, дилеры Geely реализовали на 171% больше, а Chery – на 148%. Хотя Haval, пусть он и в «плюсе», замедлился – «всего» на 21% больше, чем годом ранее (в августе, например, Haval продемонстрировал рост на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го). Как бы то ни было, достичь таких результатов китайским компаниям явно помогло обновление модельных линеек.
Lada Granta
А вот японские бренды почти все ушли в «минус». Наибольшее падение – у Lexus (-45%), следом в этом антирейтинге идут Mazda (-42%), Nissan (-24%), Mitsubishi (-18%) и Toyota (-10%). Датсун с перелицованными Грантой и экс-Калиной за японца не считаем, впрочем, и у этой марки продажи упали (-24%). Не забываем, что к весне следующего года Datsun из России исчезнет.
Из марок, которые оказались за пределами ТОП-25, отметим нарастившие продажи Opel (103 автомобиля в сентябре против 89 в августе), Peugeot (542 штуки, +20% по сравнению с сентябрем 2019-го), Citroen (326 штук, +23%) и Cadillac (245 единиц, +178%), а также китайцев-аутсайдеров в лице Zotye (12 штук, -82%), Lifan (138 штук, -41%) и Brilliance (27 штук, -29%). Еще захватим корейский премиум-бренд Genesis, продажи которого рухнули на 31% до 140 единиц. Французским брендам, видимо, помогла локализация коммерческой линейки, Кадиллаку – появление в гамме кросса XT6 и обновление XT5. Китайские же компании испытывают большие трудности и у себя на родине. Ну а Genesis еще может наладить дела с помощью кроссовера – GV80 вот-вот стартует на нашем рынке.
ТОП-25 марок по продажам новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в сентябре 2020 года
Место
Марка
Продажи в сентябре 2020 г., шт.
Продажи в сентябре 2019 г., шт.
Разница
1
Lada
35 264
31 516
+12%
2
Kia
20 402
19 194
+6%
3
Hyundai
18 380
16 050
+15%
4
Renault
14 007
13 326
+5%
5
Volkswagen
10 674
9 560
+12%
6
Skoda
9 616
7 341
+31%
7
Toyota
8 494
9 403
-10%
8
Nissan
5 623
7 417
-24%
9
ГАЗ
4 451
6 030
-26%
10
УАЗ
3 805
3 555
+7%
11
Mitsubishi
3 094
3 774
-18%
12
Geely
2 178
803
+171%
13
Mazda
1 719
2 975
-42%
14
Ford (ком. авт.)
1 569
1 408
+11%
15
Datsun
1 511
1 991
-24%
16
Chery
1 490
602
+148%
17
Audi
1 445
1 415
+2%
18
Haval
1 422
1 175
+21%
19
Lexus
1 259
2 275
-45%
20
Changan
1 021
309
+230%
21
Volvo
832
975
-15%
22
Suzuki
789
813
-3%
23
Subaru
765
645
+19%
24
Land Rover
601
699
-14%
25
Porsche
562
578
-3%
По итогам трех кварталов 2020 года вся первая пятерка брендов-лидеров продемонстрировала отрицательную динамику: продажи Lada в январе-сентябре упали на 14% до 227 661 штуки, дилеры Kia реализовали 139 477 машин (-17%), результат Hyundai – 114 013 единиц (-14%), Renault – 88 054 штуки (-14%), Volkswagen – 70 870 единиц (-7%).
Первые пять мест в рейтинге самых продаваемых моделей в сентябре распределились точно так же, как и в августе: возглавляет список Lada Granta, на втором месте находится Lada Vesta, далее – Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo. Важное отличие от августовского ТОП-25 – все перечисленные машины нарастили продажи (в последнем летнем месяце Лады ушли в «минус»).
Kia K5
Вообще, в свежем отчете АЕБ многие модели в «плюсе», самый большой прирост – у Toyota RAV4 (+148%), Skoda Octavia (+77%) и Hyundai Tucson (+66%). Любопытно, что в ТОП-25 не вошли одни из главных новинок сегмента SUV этого года – Kia Seltos и Skoda Karoq, хотя в предыдущие месяцы им удавалось пробиваться. Впрочем, новый кросс все же есть. Ну почти новый: вероятно, модернизация помогла Renault Kaptur, главному конкуренту «корейца» и «чеха», пусть ненамного, но все же нарастить продажи (+3%). А еще в рейтинг вернулась Niva – в последний раз в ТОП-25 внедорожник (его теперь выпускают под брендом Lada) мы видели в июне.
Также из примечательного – результат Kia Optima. Судя по всему, в АЕБ объединили продажи самой Оптимы и нового седана K5, который считается ее преемником. Дело в том, что в отчете российского офиса Kia эти модели посчитали отдельно: Optima разошлась тиражом в 556 экземпляров, а результат «четырехдверки» K5 – 1786 штук. В сумме и выходят те самые 2342 единицы, что указаны в статистике АЕБ. В общем, вполне неплохой старт для бизнес-седана.
ТОП-25 самых продаваемых моделей в РФ в сентябре 2020 года
Место
Модель
Продажи в сентябре 2020 г., шт.
Продажи в сентябре 2019 г., шт.
Разница
1
Lada Granta
12 488
11 208
+11%
2
Lada Vesta
11 520
9 452
+22%
3
Kia Rio
7 830
7 758
+1%
4
Hyundai Creta
7 790
6 408
+22%
5
Volkswagen Polo
6 020
5 385
+12%
6
Hyundai Solaris
5 410
5 402
+0,1%
7
Toyota RAV4
4 146
1 673
+148%
8
Renault Logan
3 885
3 177
+22%
9
Skoda Rapid
3 749
2 918
+28%
10
Volkswagen Tiguan
3 626
3 192
+14%
11
Skoda Octavia
3 597
2 034
+77%
12
Lada Largus (универсал)
3 394
3 837
-12%
13
Renault Duster
3 109
3 137
-0,1%
14
Renault Sandero
2 995
2 742
+9%
15
Toyota Camry
2 928
2 974
-1,5%
16
Kia Sportage
2 885
3 063
-6%
17
Hyundai Tucson
2 853
1 718
+66%
18
Lada 4×4
2 809
3 218
-13%
19
Kia Optima/K5
2 342
2 676
-12%
20
Nissan X-Trail
2 303
2 290
+0,5%
21
Renault Kaptur
2 181
2 108
+3%
22
Mitsubishi Outlander
2 074
2 412
-14%
23
Nissan Qashqai
2 017
3 111
-35%
24
Lada Niva
1 850
–
–
25
Lada Xray
1 776
2 670
-33%
По итогам января-сентября 2020 года среди моделей лидирует Гранта (84 410 единиц, -13%), на втором месте находится Lada Vesta (72 464 штуки, -13%), а замыкает первую тройку Kia Rio (58 689 штук, -15%).